Меню Рубрики

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Содержание

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Ход: Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

         — Кто сидел на моем стуле?

         — Кто ел из моей чашки?

         — Кто спал в моей постели?

         — Кто же был в нашем доме? И т.п.

 «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИ!»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: большой мяч.

Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время».

 «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: развитие у детей слухового внимания

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

 «СВЕТОФОР»

Игровые правила. Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания: Баман, паман, банан, банам, витамин, митанин, фитамин, ваван, даван, баван, ванан,               витанин, митавин, фитавин, альбом, айбом, аньбом, авьбом, клетка, кьетка, клетта, альпом, альмом, альном, аблем, кьекта, кветка, тлекта.

 «ЧЕТЫРЕ  СТИХИИ»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Игровые правила. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки   вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Ход: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» —  произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто  ошибается -считается проигравшим».

 «ПОХОЖЕ — НЕПОХОЖЕ»

Ход. Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток.

«НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Цель: активизировать внимание, навык правильного звукопроизношения; развивать мышление, речь.

Ход. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  •  «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

  • «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

  • «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

 «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

 «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

         Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

 «ФРУКТЫ — ОВОЩИ»

Цель: дифференциация сходных понятий.

Ход: В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие —  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребенок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

 «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»

Цель: формировать умение детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» — предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» — «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» — «сырой, влажный» и т.д.

«ЭСТАФЕТА»

Цель: активизация глагольного словаря

Ход: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

 Пример: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается; самолет – летит, гудит, поднимается, дождь – идет, моросит, капает, льет, стучит по крыше.

 «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» (Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д.)

Примеры:

Штопают – носки, чулки, варежки, шарф.  

Завязывают – шнурки, веревочку, шарф, завязки.

Надвигают – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку.

Надевают –  пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки и т.д.                

Комментарии

  • Развитие детей это задача номер один для родителей. И делать конечно всё нужно правильно, вот в форме игры самый отличный вариант я считаю.

    • Игровая форма в обучении детей даже у животных в ходу )

  • Даже не подумаешь, что это обучающие игры — настолько они веселые и занимательные.

  • Great content! Super high-quality! Keep it up! 🙂

  • Крутая информация, давно уже проверенно, что в процессе игры ребенок намного проще идет на контакт или положительно относится к обучению.

  • Больше всего не люблю задания по типу «найди лишнее слово». Иногда получается, что взрослый загадывает одно, а ребенок находит другое. Например, встречалось задание, в котором все слова начинались на букву К, а одно — на другую букву. При этом слово с другой буквой отлично вписывалось в смысловую цепочку букв на К, а одно слово на К — было лишнее. Как загадал взрослый? По смыслу, или по начальной букве?

    Опять же, бывает толкование слов двоякое: помидор — это овощ или фрукт? А ведь биологически, он — ягода. И если я даю ребенку биологическое понятие помидора, то он ошибется, ведь чаще принято называть помидор — овощем. А вот в странах ЕС (или в Америке, не помню), томат — это фрукт. Так как там нельзя делать соки из овощей, а томатный сок — делают. Его назвали не овощем, а фруктом.

    • С точки зрения ботаники помидор — это ягода.
      В 1883 году в США даже был судебный процесс, вошедший в историю под названием «Никс против Хеддена», в котором выясняли, овощем или фруктом является помидор.

      Суд признал его овощем. Основанием стало то, что он используется традиционно как овощ.

Adblock
detector