Меню Рубрики

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Ход: Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

         — Кто сидел на моем стуле?

         — Кто ел из моей чашки?

         — Кто спал в моей постели?

         — Кто же был в нашем доме? И т.п.

 «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИ!»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: большой мяч.

Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время».

 «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: развитие у детей слухового внимания

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

 «СВЕТОФОР»

Игровые правила. Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания: Баман, паман, банан, банам, витамин, митанин, фитамин, ваван, даван, баван, ванан,               витанин, митавин, фитавин, альбом, айбом, аньбом, авьбом, клетка, кьетка, клетта, альпом, альмом, альном, аблем, кьекта, кветка, тлекта.

 «ЧЕТЫРЕ  СТИХИИ»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Игровые правила. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки   вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Ход: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» —  произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто  ошибается -считается проигравшим».

 «ПОХОЖЕ — НЕПОХОЖЕ»

Ход. Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток.

«НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Цель: активизировать внимание, навык правильного звукопроизношения; развивать мышление, речь.

Ход. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  •  «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

  • «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

  • «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

 «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

 «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

         Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

 «ФРУКТЫ — ОВОЩИ»

Цель: дифференциация сходных понятий.

Ход: В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие —  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребенок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

 «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»

Цель: формировать умение детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» — предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» — «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» — «сырой, влажный» и т.д.

«ЭСТАФЕТА»

Цель: активизация глагольного словаря

Ход: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

 Пример: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается; самолет – летит, гудит, поднимается, дождь – идет, моросит, капает, льет, стучит по крыше.

 «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» (Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д.)

Примеры:

Штопают – носки, чулки, варежки, шарф.  

Завязывают – шнурки, веревочку, шарф, завязки.

Надвигают – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку.

Надевают –  пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки и т.д.                

Комментарии

  • Развитие детей это задача номер один для родителей. И делать конечно всё нужно правильно, вот в форме игры самый отличный вариант я считаю.

  • Даже не подумаешь, что это обучающие игры — настолько они веселые и занимательные.

  • Great content! Super high-quality! Keep it up! 🙂

  • Крутая информация, давно уже проверенно, что в процессе игры ребенок намного проще идет на контакт или положительно относится к обучению.

  • Больше всего не люблю задания по типу «найди лишнее слово». Иногда получается, что взрослый загадывает одно, а ребенок находит другое. Например, встречалось задание, в котором все слова начинались на букву К, а одно — на другую букву. При этом слово с другой буквой отлично вписывалось в смысловую цепочку букв на К, а одно слово на К — было лишнее. Как загадал взрослый? По смыслу, или по начальной букве?

    Опять же, бывает толкование слов двоякое: помидор — это овощ или фрукт? А ведь биологически, он — ягода. И если я даю ребенку биологическое понятие помидора, то он ошибется, ведь чаще принято называть помидор — овощем. А вот в странах ЕС (или в Америке, не помню), томат — это фрукт. Так как там нельзя делать соки из овощей, а томатный сок — делают. Его назвали не овощем, а фруктом.

    • С точки зрения ботаники помидор — это ягода.
      В 1883 году в США даже был судебный процесс, вошедший в историю под названием «Никс против Хеддена», в котором выясняли, овощем или фруктом является помидор.

      Суд признал его овощем. Основанием стало то, что он используется традиционно как овощ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector