Меню Рубрики

Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2

Содержание

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ»

Цель: Расширять словарный запас детей, развивать быстроту реакции.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.

Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель:развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по лексическим темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? (Светит, греет).

Ручьи – что делают? (Бегут, журчат).

Снег – что делает? (Темнеет, тает).

Птицы – что делают? (Прилетают, вьют гнёзда, поют песни).

Капель – что делает? (Звенит, капает).

Медведь – что делает? (Просыпается, вылезает из берлоги).

 «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Пример:

Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ»

Цель: формирование умения правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход: Ведущий объясняет, что детям нужно закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел, … (простыл). Мама взяла зонт, … (идёт дождь).

Дети легли спать, … (поздно). Очень хочется пить, … (жарко).

Лед на реке растаял, … (тепло). Деревья сильно закачались, … (дует ветер). Стало очень холодно, … (пошёл снег).

Второй вариант: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети выбирают себе любой предмет, но объясняют, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы»: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

 «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЯ»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: Педагог задает вопрос «Что умеют делать белки?». Дети отвечают на заданный вопрос. Примерные ответы: Белки умеют прыгать по веткам, Белки умеют утеплять свое жилище.

 «ОДИН — МНОГО»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход: Педагог бросает мяч детям, стоящим по кругу, и называет имена существительные в единственном числе. Дети, бросая мяч обратно, называют эти существительные во множественном числе.

Пример: стол – столы, гора – горы, дом – дома, день – дни, лоб – лбы, сон – сны, стул – стулья, лист – листья, носок – носки, кусок – куски, гусёнок – гусята, прыжок – прыжки и т.д.

«КТО КЕМ БЫЛ»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь –жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.

 «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…);

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…);

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…);

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…).

 «ДОМ – ДОМИЩЕ»

Цель: закреплять умение образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

Ход: Педагог: Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно…

Примерные группы слов: рука-ручка — ручище; дом-домик-домище; береза-березка-березонька; книга-книжечка-книжонка; стол-столик; лопата-лопатка; дуб-дубочек; дождь-дождик-дождичек; река-реченька-речушка; облако-облачко; туча-тучка; сапоги-сапожки-сапожищи; нога-ножка- ноженька — ножища; часы-часики; брюки-брючки; лист-листочек; ложка-ложечка; шапка-шапочка; письмо-письмецо – письмишко; друг – дружок-дружочек.

 «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: формировать умение находить смысловую ошибку в предложении.

Ход: Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

Второй вариант: Правильно или нет? Почему?

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«РАЗГАДАЙ РЕБУС»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход: Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, на карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова — названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Материалы: Карточки с предметными картинками для игры.

Ухо, колокольчик, лыжи — уколы

Ломы, шары, диван — лошади

Гиря, тапочки, ракета — гитара

Совы, лопата, машина — солома

Огурец, пушка, карандаш — опушка

Дома, ромашка, гиря — дороги

Карандаш, тюлень, шары – Катюша

Оса, синица, наперсток — осина

Орехи, совы, капуста — осока

Ворона, роза, тарелка — ворота

Оса, куры, нитки — окуни

Банан, заяц, рыба — базары

Сова, балалайка, карандаш — собака

 «На ударном слоге – хлопни!»

Цель: закреплять представления об ударных и безударных слогах.

Ход: Воспитатель называет слово, дети произносят его по слогам и на ударном слоге хлопают (машина, колесо, нора, дерево, кукла, окно, небо, грузовик, медведь, крокодил, зайчик).

«ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ»

Цель: закреплять умение подбирать антонимы.

Ход: Педагог начинает, а дети заканчивают фразу.

Примеры фраз:

Подушка мягкая, а скамейка … (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень … (твердый).

Ручей мелкий, а речка … (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники … (крупные).

Кашу варят густую, а суп … (жидкий).

Лес густой, а иногда … (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду … (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …(черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой … (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

«НОВОСЕЛЬЕ»

Цель: Закреплять умение составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Ход: У жителей леса сегодня большой праздник – новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

— Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа.

— Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа.

— Козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева.

— Заяц живёт над козлёнком.

— Мышка живёт над зайцем.

— Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей.

 «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ»

Ход: Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).

Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу со словами:

 — «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева».

«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева».

Второй вариант: Педагог переворачивает картинки, изображением вниз и задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или

«На втором этаже слева живёт зайчонок».

Третий вариант: Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.

«Что мы подарили мышонку?»«Мы подарили мышонку мяч».

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса   -ищ.

Ход: Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

— Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

— Ты ищешь …; — Он ищет…; — Мы ищем…

— Вы ищете…; — Они ищут…

Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а …. (лапищи, не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а …., не когти, а …., не хвост, а ….).

 «НАЙДИ ЛИШЕЕ СЛОВО»

Цель: упражнять детей на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход: Предложить детям определить слово, которое является лишним. Прочитать серию слов, каждая из которой состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«ЧЬЯ ГОЛОВА»

Цель: Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «Чья у зверя голова? – подскажи скорей слова». «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: … воронья»

Примеры: у рыси голова рысья у рыбы – рыбья у кошки –  кошачья у сороки –  сорочья у зайца –  заячья у кролика –  кроличья у верблюда –  верблюжья у лошади –  лошадиная у утки –  утиная у лебедя –  лебединая у оленя – оленья у лисы –  лисья у собаки –  собачья у птицы –  птичья у овцы– овечья у белки –  беличья у медведя –  медвежья у тигра –  тигриная у курицы –  куриная у голубя –  голубиная у орла –  орлиная.

 Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Методические рекомендации: Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

«КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ»

Цель: Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Примеры:

Летают… (Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки). Плавают… (Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы).

Ползают… (Змеи, гусеницы, черви).

Прыгают…(Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы).

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

Цель: Закреплять в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Примеры:

Рукавички из меха… (меховые);

тазик из меди… (медный);

медвежонок из плюша… (плюшевый);

рукавички из шерсти… (шерстяные);

стакан из стекла… (стеклянный);

ваза из хрусталя… (хрустальная);

Усложнение: Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например, У Маши есть плюшевый мишка.

Методические рекомендации: Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

 «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ход: Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди другихзвуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

 «ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: Педагог: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Примеры: Горячий – холодный, хороший — плохой; умный — глупый; веселый — грустный; острый — тупой; гладкий — шероховатый; легкий — тяжелый; глубокий — мелкий; светлый — темный; добрый — злой; радостный — печальный; быстрый-медленный; частый- редкий; мягкий — твердый; ясный- пасмурный; высокий-низкий.

Усложнение: Можно предложить детям добавить существительное. Например, Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

Методические рекомендации: Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

 «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ»

Цель: Расширять словарный запас детей, развивать быстроту реакции.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.

Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель:развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по лексическим темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? (Светит, греет).

Ручьи – что делают? (Бегут, журчат).

Снег – что делает? (Темнеет, тает).

Птицы – что делают? (Прилетают, вьют гнёзда, поют песни).

Капель – что делает? (Звенит, капает).

Медведь – что делает? (Просыпается, вылезает из берлоги).

 «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Пример:

Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 «ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ»

Цель: формирование умения правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход: Ведущий объясняет, что детям нужно закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел, … (простыл). Мама взяла зонт, … (идёт дождь).

Дети легли спать, … (поздно). Очень хочется пить, … (жарко).

Лед на реке растаял, … (тепло). Деревья сильно закачались, … (дует ветер). Стало очень холодно, … (пошёл снег).

Второй вариант: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети выбирают себе любой предмет, но объясняют, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы»: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

 «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЯ»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: Педагог задает вопрос «Что умеют делать белки?». Дети отвечают на заданный вопрос. Примерные ответы: Белки умеют прыгать по веткам, Белки умеют утеплять свое жилище.

 «ОДИН — МНОГО»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход: Педагог бросает мяч детям, стоящим по кругу, и называет имена существительные в единственном числе. Дети, бросая мяч обратно, называют эти существительные во множественном числе.

Пример: стол – столы, гора – горы, дом – дома, день – дни, лоб – лбы, сон – сны, стул – стулья, лист – листья, носок – носки, кусок – куски, гусёнок – гусята, прыжок – прыжки и т.д.

 «КТО КЕМ БЫЛ»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь –жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.

 «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…);

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…);

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…);

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…).

 «ДОМ – ДОМИЩЕ»

Цель: закреплять умение образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

Ход: Педагог: Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно…

Примерные группы слов: рука-ручка — ручище; дом-домик-домище; береза-березка-березонька; книга-книжечка-книжонка; стол-столик; лопата-лопатка; дуб-дубочек; дождь-дождик-дождичек; река-реченька-речушка; облако-облачко; туча-тучка; сапоги-сапожки-сапожищи; нога-ножка- ноженька — ножища; часы-часики; брюки-брючки; лист-листочек; ложка-ложечка; шапка-шапочка; письмо-письмецо – письмишко; друг – дружок-дружочек.

 «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: формировать умение находить смысловую ошибку в предложении.

Ход: Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

Второй вариант: Правильно или нет? Почему?

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

 «РАЗГАДАЙ РЕБУС»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход: Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, на карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова — названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи — уколы

Ломы, шары, диван — лошади

Гиря, тапочки, ракета — гитара

Совы, лопата, машина — солома

Огурец, пушка, карандаш — опушка

Дома, ромашка, гиря — дороги

Карандаш, тюлень, шары – Катюша

Оса, синица, наперсток — осина

Орехи, совы, капуста — осока

Ворона, роза, тарелка — ворота

Оса, куры, нитки — окуни

Банан, заяц, рыба — базары

Сова, балалайка, карандаш — собака

«ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ»

Цель: закреплять умение подбирать антонимы.

Ход: Педагог начинает, а дети заканчивают фразу.

Примеры фраз:

Подушка мягкая, а скамейка … (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень … (твердый).

Ручей мелкий, а речка … (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники … (крупные).

Кашу варят густую, а суп … (жидкий).

Лес густой, а иногда … (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду … (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …(черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой … (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

 «НОВОСЕЛЬЕ»

Цель: Закреплять умение составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Ход: У жителей леса сегодня большой праздник – новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

— Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа.

— Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа.

— Козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева.

— Заяц живёт над козлёнком.

— Мышка живёт над зайцем.

— Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей.

 «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ»

Ход: Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).

Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу со словами:

 — «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева».

«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева».

Второй вариант: Педагог переворачивает картинки, изображением вниз и задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или

«На втором этаже слева живёт зайчонок».

Третий вариант: Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.

«Что мы подарили мышонку?»«Мы подарили мышонку мяч».

 «ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса   -ищ.

Ход: Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

— Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

— Ты ищешь …; — Он ищет…; — Мы ищем…

— Вы ищете…; — Они ищут…

Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а …. (лапищи, не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а …., не когти, а …., не хвост, а ….).

 «НАЙДИ ЛИШЕЕ СЛОВО»

Цель: упражнять детей на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход: Предложить детям определить слово, которое является лишним. Прочитать серию слов, каждая из которой состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 «ЧЬЯ ГОЛОВА»

Цель: Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «Чья у зверя голова? – подскажи скорей слова». «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: … воронья»

Примеры: у рыси голова рысья у рыбы – рыбья у кошки –  кошачья у сороки –  сорочья у зайца –  заячья у кролика –  кроличья у верблюда –  верблюжья у лошади –  лошадиная у утки –  утиная у лебедя –  лебединая у оленя – оленья у лисы –  лисья у собаки –  собачья у птицы –  птичья у овцы– овечья у белки –  беличья у медведя –  медвежья у тигра –  тигриная у курицы –  куриная у голубя –  голубиная у орла –  орлиная.

 Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Методические рекомендации: Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

 «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ»

Цель: Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход: Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Примеры:

Летают… (Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки). Плавают… (Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы).

Ползают… (Змеи, гусеницы, черви).

Прыгают…(Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы).

 «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

Цель: Закреплять в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Примеры:

Рукавички из меха… (меховые);

тазик из меди… (медный);

медвежонок из плюша… (плюшевый);

рукавички из шерсти… (шерстяные);

стакан из стекла… (стеклянный);

ваза из хрусталя… (хрустальная);

Усложнение: Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например, У Маши есть плюшевый мишка.

Методические рекомендации: Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

 «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ход: Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди другихзвуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

 «ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: Педагог: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Примеры: Горячий – холодный, хороший — плохой; умный — глупый; веселый — грустный; острый — тупой; гладкий — шероховатый; легкий — тяжелый; глубокий — мелкий; светлый — темный; добрый — злой; радостный — печальный; быстрый-медленный; частый- редкий; мягкий — твердый; ясный- пасмурный; высокий-низкий.

Усложнение: Можно предложить детям добавить существительное. Например, Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

Методические рекомендации: Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

«СОСТАВЬ БУКВУ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: счётные палочки.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».

«НАКОРМИ ПТЕНЦА»

Цель: учить составлять букву из элементов, развивать память, внимание, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: карточки с изображением букв, где каждый элемент буквы выделен разным цветом; палочки, соответствующие по цвету элементам буквы на картинке.Ход игры. Дети делятся на команды в зависимости от количества элементов в букве (например, буква Ш состоит из 4-х элементов значит, в команде 4 человека). Детям даётся шаблон, где изображена буква, а также цветные палочки (полоски) — это червячки, которыми птицы должны накормить птенцов. Птицы летают, потом воспитатель даёт команду: «За червячками лети!». Дети берут элементы (цветные полоски) и летят в гнездо кормить своих птенцов (выстраивают из элементов букву).

«МАША-РАСТЕРЯША»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

Материал: счётные палочки или хворост.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери.

Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 5 хворостинок и составляют определённую букву.

«ЗАШИФРОВАННАЯ БУКВА»

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

«УГАДАЙ БУКВУ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепяет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету…»

Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

«РЕКЛАМА  БУКВЫ»

Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.

Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме:

  •   название буквы;
  •  из каких элементов состоит;
  • на что похожа;
  • какие слова с неё начинаются.

Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит…)».

«ДА-НЕТ-КА С АЛФАВИТОМ»

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Воспитатель показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?». И т.д.

«ТЕРЕМОК»

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: ТРИЗовский домик, карточки с буквами.

Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него заселяются буквы. Дети разбиваются на пары, подходят к столу, берут каждый себе по букве и ставят на одном этаже. После этого один ребёнок называет, чем схожи буквы, а второй — отличия.

Например, буквы Т и Г. Первый ребёнок говорит: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё длиннее верхняя перекладинка, и названием». Второй добавляет: «Буква Т схожа с буквой Г тем, что обе состоят из двух элементов». И т.д.

«ХОЛОДНО-ГОРЯЧО»

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.

«МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир, он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХПО ДОМИКАМ»

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов. Детям необходимо взять по картинке и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.

«ИМЕНА»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них

(от 1 до 4).

Ход игры. Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.

«ПИРАМИДА»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры. Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.

«ДОМИК»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.

Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

«ЧАСЫ»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки — короткая и длинная.

Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку. Длинное слово состоит из двух и более слогов, а короткое — из одного.

«МОЛЧАНКА»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово при помощи хлопков, проверяя, правильно ли ведущий выполнил задание, затем ищут предметы с длинными словами.

«КОРОТКОЕ ИЛИ ДЛИННОЕ?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: не требуется.

Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при длинных — тихо стучат по коленкам.

«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ В КОМНАТЕ?»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: медальоны для двух команд («Мак» и «Ромашки»).

Ход игры. Дети делятся на команды («Мак» и «Ромашки»). Участники команды «Мак» ходят по группе и ищут предметы с короткими словами, где 1—2 слога, а «Ромашки» — с длинными словами, где более 2-х слогов. Названия каждого предмета измеряют при помощи хлопков.

«БУРАТИНО»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: кукла Буратино или его изображение на картинке.

Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всё путает. Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое слово короче, а какое длиннее.

«ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука, ручка, линейка, пенал, точилка, карандаш, ластик и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности, определяют количество слогов в словах и раскладывают предметы по портфелям. Воспитатель спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор тем, что в этих словах только один слог.

«ЦВЕТЫ – В ВАЗУ»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.

Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

«ПОИЩИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова; развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Материал: карточки со словами: НОСОК, ВОРОБЕЙ, ЖИВОТНОЕ, МАШИНА, БАЛАЛАЙКА, ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово сказать по слогам и отыскать короткое. Например: «В слове «НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.

«ШАГ ВПЕРЁД»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать мыслительные операции.

Материал: сигналы красного и зелёного цвета.

Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу в 4—5 метрах от него. Ведущий говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».

«ПРОПУСТИТ ЛИ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ ЗВУК?»

Цель: упражнять детей в различении на слух гласных и согласных звуков; развивать мыслительные операции, фонематический слух; под-готавливать к звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии, Змея Горыныча и двух королей: старшего – в синей и младшего – в зелёной одежде; мяч.

Ход игры. Ведущий после прочтения сказки про звуки говорит: «Я буду каждому из вас бросать мяч и называть звук, а вы определять, к кому из героев относится звук. Если Змей Горыныч пропускает звук и его можно пропеть, то это гласный звук, он относится к королеве Гласной. Если звук нельзя пропеть, и он звучит твёрдо – к старшему брату Согласному в синей одежде, если звук нельзя пропеть, его Змей Горыныч не пропускает, и он звучит мягко, то — к младшему брату Согласному в зелёной одежде.

«В КАКОМ КОРОЛЕВСТВЕ ЖИВЁТ ЗВУК?»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть, и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть, и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.

«КУБИК»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).

Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:

  1. дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика — «Согласный твёрдый»);
  2. пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
  3. называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий — согласный твёрдый, например: [р] — рак или [к] — кот».

«ПОТЕРЯЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего и зелёного цвета).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий.

«ЖИВОТНЫЕ ИЩУТ ДРУЗЕЙ»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может вы-брать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л»] — лось [л], муха [м] —медведь [м»], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

«МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: кошельки, сделанные из бумаги методом оригами по количеству играющих детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу, берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий).

«ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

«МОЯ НАХОДКА»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).

Ход игры. Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне». Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.

«РАДИО»

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.

Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

«РАЗЛОЖИ ПООБРУЧАМ»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг-кие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пере-сечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

«РАЗ, ДВА, ТРИ — ПАРОЧКУ СВОЮ НАЙДИ!»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л»] — лось [л], муха [м] — медведь[м»], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

«ВЕРНО – НЕВЕРНО»

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: не требуется.

Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

— слово «кот» начинается с гласного звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей фишкой;

— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх слогов;

— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

«ПОРТРЕТЫ ЗВУКОВ»

Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector